АНГЕЛ МИЛОСЕРДИЯ
(муза Булата Окуджавы)
Французы говорят так: художники похожи на деревья.
поэты – на птиц. Есть нечто во внутреннем существе поэта,
придающее крылатость его чертам. Вглядитесь в фотографии
Мандельштама, Бродского, Ахмадулиной, Окуджавы… Разве
не щегол, не ястреб, не соловей, не беркут?.. Лучший
портрет Окуджавы нарисовал Вознесенский:
...Костлявый как бурлак,
Он молод был и хищен...
………………………….
Среди ночных фигур
Он губы морщит едко,
К ним как бикфордов шнур
Крадется сигаретка...
И видится не залетный гость среди московской компании
– мерещится сутулая крылатая тень на скале, одинокая
и заоблачная.
Сам Булат Окуджава рядил своего лирического героя более
непритязательно: московский муравей, кузнечик, сверчок,
неопытный тонкошеий солдатик на дрожащих ножках. (Помните?
– “Будь здоров, школяр?”) Это естественно: романтическая
поза -невыносима, автор рискует превратиться в самовлюбленного
павлина. Бальмонт – это уже смешно. Поэтому поэт, будучи
больше человека, изображает себя – меньше, чтобы приноровиться
к земному масштабу.
Восемьдесят четвертый год, ДК “Горбунова”, юбилейный
концерт. Поэт читает, поет, отвечает на записки – все
как водится. Между залом и сценой – братание: “Возьмемся
за руки. друзья?” Но явственно помню свое чувство: он
– не отсюда. Невозможно представить, чтобы такой мог
учиться в советской школе, скорее уж – в Царскосельском
лицее. Или – участвовал во второй отечественной войне,
наверняка – в первой, в Бородинском сражении. В ПОЭТЕ
Булате Окуджаве не было ни крупицы советского – ничего
от духа коммуналок, очередей, страха и жлобства. Офицерская
выправка стиха, но не как у Гумилева, а с московской
нашей вальяжностью, скорее на привале, чем в строю.
Часовые – любви, март – великодушный, суббота – божественная.
Окуджава буквально из ничего воскресил аристократизм
поэтического поведения, пушкинский дух. Есть ценности
дороже жизни:
Совесть благородство и достоинство –
вот оно, святое наше воинство...
Да откуда бы взяться такому воинству при советском
воспитании? Только – из книг, из мемуаров, от “последних
обломков империи”, и – из души...
...Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь как человек,
Вот отчего неистребимый привкус обреченности, так сказать
– “белогвардейскости” в песнях Булата Окуджавы. Дубина
народного гнева – всегда весомей шпаги, булыжник пролетариата
– дуэльного пистолета, кулак – крыла...
Между прочим, весь свой советский опыт Окуджава все-таки
опосредовал – поместил в автобиографическую прозу. “Будь
здоров, школяр?” и “Упраздненный театр”. Там ему, советскому
опыту, и место – в ПРОЗЕ. Окуджава как прозаик за возвышенность
свою, как поэта, полностью отыгрался на своем лирическом
герое – робком, .нелепом и очень советском. Если автор
и жалеет его, то издалека, не вмешиваясь в земную катавасию.
Наверное, ангелы так жалеют нас. не в силах помочь и
спасти...
Ну вот, слово сказано. Конечно же, не “птичье” прорастает
в человеческих чертах поэта – но “ангельское”. И ангел
– муза Окуджавы – или как ни назови – светлейший среди
братьев-сестер – ангел утешения, печали и милосердия.
Если по чему и тоскует современное сознание, то – по
осмысленности, по оправданию своей жизни. Счастье смысла
– больше счастья житейского. Человек согласен страдать,
только чувствуя, что – не зря. И поэт оправдал свое
поколение,
И Ленька Королев – не арбатская шпана, а “рыцарь бедный”
– “духом смелый и прямой”. И сам Арбат – не обшарпанный
коридор, а – отечество, религия,,. Пальтишко, обветренные
руки, старенькие туфельки – богиня... Булат Окуджава
придал обыденности черта высокого, духовного – и спас,
оправдал ее. Просвеченная насквозь любовным светом реальность
с ее обшарпанностью, обветренностью и т.д. лишается
угрожающих примет распада и – всплывает в мир гармонии.
Может быть, это самое важное – спасти не только идеальное,
духовное, но и – человеческое, “лишнее” на небесах,
тленное, но ведь – такое любимое, родное
Стихи Окуджавы возродили старинный, “ангельский” стиль
соприкосновений. Никаких неразрывных объятий, жгучих
поцелуев, панибратства, Максимум – прикоснуться губами
к дамской ручке, склонить голову на плечо, припасть
(в самом крайнем случае) к груди... Иначе – нельзя,
ангелы сгорают в человеческом огне. Как и бумажные солдаты...
Что делают персонажи окуджавских песен? Прогуливаются,
покуривают, беседуют, переглядываются за дружеским столом.
Волнуются за близких, музицируют, сочиняют, предаются
воспоминаниям... Булат Окуджава приоткрыл нам высшую
ценность безделья, невовлеченности в земной производственный
процесс. Какой может быть у ангелов производственный
процесс? Сладкие душевные волнения, праздники встреч
и разлук... Боже, неужели это – о нас?.,
В поэзии Окуджавы мы чувствуем себя свободно и... комфортно.
Здесь возлюблен и необходим – каждый. И единственное
условие, единственный пропуск в этот гармоничный мир
– ответное сердечное движение, любовь. В этом смысле
небо поэта совпадает с небом христианским. Но, может
быть, небо поэта – чуть ближе к нам, милосерднее к человеческой
слабости. (У Сергея Довлатова есть странная фраза: сентиментальность
– это любить кого-либо. больше, чем любит Бог. Прощать...
жалеть...).
И судьба была к поэту благосклонна. Никого так не любили,
как его, никому больше так не доверяли. И он до конца
был верен своим любимым – женщине, друзьям, поэтам,
маме, сыну, Пушкину, Москве, Польше, Парижу и – нам,
случайным его современникам, непостоянным и ненадежным
российским полуинтеллигентам.
И заплачет душа, и улыбнется, и прошелестят над ней
невидимые крылья и – новые слова, как ястребы ночные,
сорвутся вдруг с горячих губ…
Белый ангел московский на белое небо взлетел,
Черный ангел московский на черную землю спустился…
|