СМЕРТЬ ЖИЗНИ
после него из обесшумевшего на перерыв механического
цеха в дождливый двор вышел серёга и встал рядом. Андрей
замер взглядом на кругах по лужам, откуда возникла мысль,
сделавшая его великим. От плывущих по воде круглых рисунков
память сначала вспомнила хороший учебник Ландсберга,
где так и объясняли волны и интерференцию. А я – вдруг
бессловесно почувствовал Андрей – неужели пропащий?!
Пройду день, другой. А все – так и не изменится, как
за весь год за станком. И что я пялюсь на лужу без толку?!
Глаза как телевизоры выгорают со временем, и внутри
коробки ничего не остаётся. Хотя было столько! – не
сводя фокуса глаз с расходящейся лужи, вздрогнул Андрей.
Страшно стало, что смотрит в лужу, а всё равно – что
мимо. Время обеда пройдёт, возвращусь в цех и снова:
сверло в патрон, резец заточить.
Чтобы закрыть глаза и задышать от испуга, Андрей осознал,
что видит чудесное, зависает взглядом над готовой оборваться
каплей, сердце забилось – как только понял, что может
вот здесь, на заднем дворе завода перед вторым рабочим
полуднём открыть новый закон природы. Предметы двора:
разворованные временем масляные радиаторы, сырые доски
в цыпках, покачивающаяся в луже рыжая аммиачная цистерна
– как вдруг понял Андрей – были здесь не по распоряжению,
не по лени, не по необходимости: эти штабеля и повторяющиеся
формы лежали и под гнётом сотен законов: тяготения,
трения, притяжения, отражения, перспективы, упругости,
диффузии, теплопроводности; и нужно было лишь заметить
какой из них – лишний. Какая из причин бытия радиаторов,
покрытых чёрным масляным песком, ещё не была замечена
прежде? Андрей вдохновился, посмотрел на ладонь, не
отмытую от масла с блестящими крупицами стружки, и она
подтвердила его только что чувство, потому что никому
ещё не удавалось в полных подробностях нарисовать руку
– билось Андреево сердце. Хотя: чего проще!? А всё равно
– не нарисуешь мою руку полностью. Не повторишь! И доски:
щетинистые от стружки – целиком не могли быть описаны
всеми прежними законами. И надо только понять: чего
ещё не знают о том, как гниют доски на выветренном дворе.
Андрей с шумом в крови стал всматриваться в ржавые предметы
под дождём; билось, билось сердце от предчувствия: сейчас
пойму, открою, открою. Не мешали люди, хотя курили и
покашливали горлом. Он напрягался глазами в круги в
кругах луж, провалился взглядом до ржавого пуза цистерны
и запустил узкий ум атаковать неописанные законы. Но
что-то не получалось. Ещё живое, как головастик, ощущение
пошатывалось, но Андрей силил мозг и (смешно со стороны)
насупил лоб, подводя резец к пока неотличимой от цилиндра
болванке. Начальник цеха шёл от него спиной, а Андрей
уже изучал чертёж и думал о необходимой последовательности,
с которой из цилиндрического небытия настанет блестящее
воплощение чьей-то штуцерной идеи. И ничего страшного
(и самое страшное стало) в том, что – выгнувшиеся от
внутренних напряжений, от дуговольтности усов издохшего
на выползе древоточца, от дождя, тёплой земли – доски
во дворе – Андрей ощутил лишь на миг как нечто необрабатываемое
механистически, и тут же целесообразный борец в голове
применил, подтвердил, заслужил, запустил в самоходный
путь по душе: опыт, пятый разряд, усидчивость, одобрение,
молодость – (сами) само собой погнули тонкую бледную
схему показавшегося было бытия; как-то глупо захлопали
глаза, как обычно делалось от привычного напряжения
при заполнении маршрутной карты обработки детали. Истинный
Штуцер, аустенит, мартенсит, блеск с коэффициентом 0.7,
кавказская гряда при разглядывании с высоты микроскопного
полёта, микросколы, межатомное притяжение, путешествие
электрона с края фаски до края вселенной, драконий цвет
плавки – всё собралось, усреднилось и исчезло. И снова
во дворе не стало никакого Леонардо Да Винчи, а стоял
Андрей и начинал подненавидеть слоистую ржавчину на
радиаторном хребте, и от погоды, сопровождаемой дождём
и упадком давления, сморило, поблёкло настроение.
Андрей ещё пытался: насильно говорил внутри головы:
доски, доски. Смотрел, закрывал глаза, чтобы картинка
не исчезала на роговице. Несмотря на стоявших рядышком
под огромным козырем людей, забылся и губами назвал
тихо: доски. Но ощущение развалилось. Без боли, а тленно
и спокойно: пелена ли дождевого пара легла на нейронные
взгорья. Ничего божественного, как оказалось, не было
в случайных изделиях и никакой цели никакой предмет
бытия не подтверждает, не содержит, не испускает, не
доказывает (ничего). Неприятно, вода идёт. И пусть идёт.
Пустая как вода. Был бы смысл – давно бы все знали.
Со склада пошёл как случайная судьба сварщик, чтобы,
подходя, смотреть на стоящего просто так на улице Андрея
и всей сквозящей из пор, порток и глаз ушедшей жизнью
являть сразу цель существования и её достижение. Огромное
законченное бытиё, прихрамывающий налево космос с памятными
спутниками, с тремя вариантами скоростей покидания –
было старым сварщиком. Эта вселенная, уже шаткая и подходящая
для проявления эффекта исчезновения, зашла под навес,
шла дальше, на ходу постаревшим голосом спрашивая Андрея:
–скучаешь? «Да..» – с интонацией махающего рукой ответил
Андрей, хотя не скучал, но перед лицом вселенной врать
не мог. Пойдём – продолжала вселенная, черпнув ладонью
направление. «Сейчас» – сказал Андрей сварщику и не
хотел уходить и незачем оставалось стоять под скатом
шифера: опять околели доски; как супрематические фигуры
замученных пленных стояли радиаторы в сбегающих каплях.
Ещё стояли люди, но как-то – незачем они. «Ты чего там?»
– из невидной (если испуганно резко обернуться от уличного
света до) темноты прохода в цех продолжал интересоваться
судьбой Андрея сварщик: «пойдём-пойдём, надо скорей».
И в его тоне было столько вселенской беспрекословности,
знания лучшего пути к совершенству, отеческое недовольство
с любовью напополам, как кровь с молоком; годами отобранный
тон, как подберёзовый набухший гриб, источал сразу всю
неотложность и ответственность того, чем сварщик поделится,
достанет, разогнёт сложенный пополам эскиз детали, которую
(показали в новостях и) весь мир, затаив, ожидает.
Старик, находясь в страхе от сужающихся к концу его
дней, звал Андрея к себе, чтобы успокоиться, вспомнить
былую нужность. Поэтому Андрей знал, что никакой детали
на чертеже нет, знал, что просто так с обеда не срывают:
значит срочно зовут. «Иду. Иду. Сейчас.» – в упор тёмного
прохода сказал Андрей. Старик очевидно стоял уже в цеху
у своего места и трясся, придумывая деталь, чтобы проложить
её между собой и смертью. Из прохода на улицу в серого
цвета цех вошёл Андрей и с эхом пошёл к сварщику. Сварщик
знал как проходит жизнь и сейчас он об этом расскажет
Андрею
17-22октября2002
|